Усилитель ADamp
#1

Привет всем.

Решил поделится своими наработками по одной из конструкций.

В качестве предисловия.

Давно витала идея сделать что-нибудь максималистское по качеству/опциям, широкоглубокоосное (не вижу причин бояться ООС) при этом без экстрима в стиле СВЧ техники, известного УМ Дугласа С. на куче NE5532 и прочих устройств на 41-ом или около того ОУ, а значит с умеренной мощностью, для работы как с АС, так и с наушниками, включая "тяжелые" модели вроде HiFiMAN HE-6, Audeze LCD-2, Abyss AB-1266 и т.п.
В итоге появился усилитель с вполне логичным, как будет видно далее, рабочим названием "ADamp".

Понятно что ООС и схема это далеко не главное в действительно качественном аудио, поэтому основное внимание в конечном счете было уделено помехозащищенности в реальных условиях эксплуатации.
Для этого было примененено довольно редкое решение как в любительском так и в промышленном конструировании - спроектировать вход, РГ и УМ компактно на одной плате. Возможно такие примеры есть, но по совокупности принятых мер аналог найти не удалось...
Для достижения реального качества вход выполнен балансным вкупе с полным отсутствием межблочных проводов, хотя это конечно сильно снижает привлекательность бесовских игрищ со шнурками, но я иду именно к такой цели
4-х слойная плата, входные LM318 с "бронебойным входом", фильтрация входа/выхода, стабилизированного БП и экранирующие перегородки довершают ансамбль. Конструкция конечно вышла не для повторения новичками, но на это я и не рассчитывал, саночки возить не просто...

Не забывая об удобствах и фишках был разработан блок автоматики с использованием МК на основе другой моей конструкции http://mfaudiodesign.wixsite.com/audio/lme49810amp
Новый блок имеет несравненно большие возможности и, помимо обычных необходимостей по плавному старту и защите, позволяет работать с ИК пультом, управляет релейным РГ, выводит инф. на дисплей и многое другое, включая "клиплимитер" и собственно клипиндикатор с оптимизированной для человеческих органов чувств индикацией.
Для качестенного УМ лимитер и индикатор - жизненно необходимый узел, хотя бы чтобы избежать инсинуаций с негативным слуховыми оценками когда аппарат начинает подклиповывать.
Идея клиплимитера на основе релейного РГ оказалась весьма удачной в работе, почему-то никто не делает... Видео работы сниму попозже.

Есть в данном блоке и другие приятные мелочи вроде выбора шрифта индикации громкости и режимов гашения экрана, замеры температуры, термозащиту и пр. Сделано для пущей юзабилити и индивидуальной настройки под себя.

Схема выкладывается для ознакомления.
Сердцем устройства является композит на ADA4898-1 и пока малоизученых в DIY драйверах ADA4870. Последние приборы имеют, на мой взгляд, уникальное сочетание параметров, в первую очередь энергетических, поэтому после предпроектного обдумывания стали основным кандидатом.
Схемотехническая линейность вышеописанного узла довольно высока - глубина ООС на 20 кГц порядка 120дб, полоса действия ООС прим. 19 МГц. Особо не гнался, так получилось.
Не подлежит сомнению, что такие параметры это не только радость, но и отвественность, поэтому для достижения соотвествующей конструктивной линейности и устойчивости была использована 4-х слойная ПП с компактной разводкой и обширными силовыми полигонами.
Балансный входной каскад сделан по инвертирующей схеме для исключения искажений по синфазному сигналу на входах ОУ. Для повышения невысокой нагрузочной способности ОУ LM318 дополнены буферным каскадом, что позволило устранить существующее негативное мнение об этих ОУ, связанное с некорректным использованием.
OVLO на U13, если вдруг невероятным образом пробьет стабилизатор, отключит усилитель. ОУ U7 используется в цепи детектирования клипа и как интегратор, для снижения влияния последнего на звучание применены большие постоянные времени, доп. фильтрация и уменьшенный диапазон компенсации сдвига.
В остальном схема без особенностей, есть выход на саб - просто пожелание моего товарища, отключаемая опция.

Завершающий компонент - БП выполнен на заказном тр-ре мощностью 300 ВА с уменьшенной индукцией и обмотками с высокой симметрией; стабилизация и более 50 т. мкФ емкости конденсаторов на канал позволяют считать данную систему питания более чем достаточной для усилителя такой мощности.
--------
Макс. вых. мощность - 35 Вт на канал на 4 Ом.
Скорость нарастания с отключенными фильтрами - 280 В/мкс.
Вых. сопротвиление с выходными фильтрами - 23 мОМ на 1 кГц.
--------
Искажения пока удалось измерить только на скорую руку - временя поджимало и ещё едут платы генератора и режектора, прямым методом (АЦП-ЦАП) получилось 0,0002% (10 кГц @ 4 Ом @ 30 Вт - почти клип), в основном третья гармоника, вторая/четвертая еле видны над шумовой полкой (прим. -150 dBFS). 0,0002% - это уровень самого изм. стенда, необходимо перемерить после доводки измериловки.

Измерения сделаны для полностью собранного устройства в корпусе, как на фото, никаких "сферических коней/плат" в загородных условиях (у меня Телерадиоцентр в нескольких сотнях метров от дома, кто знает тот поймет)

Но замеры - дело неблагодарное, как известно, поэтому звук как главная цель нашего сообщества.
Он получился детальным и неутомительным по СЧ/ВЧ, без резкости даже на шит контроле в виде дешевых полочников, так и на серьезных АС вроде SA M-57 или Paradigm S8, где например ударная установка звучит натурально, и даже тарелки не превращаются в классическое однообразное тсшиканье. Бас собранный, четкий напоминает класс Д в хорошем смысле.

Подводя итог.
Результатом мы остались довольны, хоть и по деньгам накладно, но оно того стоило, за удовольствия нужно платить.

Большое спасибо всем моим друзьям кто помогал словом и делом!


           


Файлы вложений Эскизы(ов)
   
The following 5 users say Thank You to MikeF for this post:
  • wired (08-22-2016), Nick (08-23-2016), nazar (09-03-2016), begemot (09-28-2016), Black_Jack (10-29-2018)
Ответ
#2

А диодики паралельно обмоткам реле де?

Не вижу необходимости в R65 C36 C37.

И, если чесно, так и не нашел куда сигнал с платы выходит.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#3

ггг, не хватает вишенки?

ЗЫ я теперь понял куда в первую очередь необходимо зреть:)
Ответ
#4

Диоды в ULN2003 которая стоит на плате автоматики. Возможно что RC на выходе интегратора ничего и не даст, но убрать проще чем добавить :)

C платы усилителя сигнал идет на плату защиты от постоянки, там же RLC фильтр.
Ответ
#5

Просто эта доп RC цепь добавляет полюс, который при неудачно стечении номиналов и Ку усилителя может дать более долгий переходный процесс на НЧ при начальном установлении. Симулится канешно же за 5 минут для проверки. Ну а нагрузка на ОУ интегратора, при общем инверт включении, минимальна.
Какое-то обозначение для уходящего с платы сигнала не помешало бы, а то вызывает дисонанс :)
LME49990 был бы, наверное, линейней чем 4898, но уровень различий, канешно же, был бы достаточно низок.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#6

БендеровецЪ Написал:Просто эта доп RC цепь добавляет полюс
Само собой, да проверял, проблем не заметил. ADA уж были под рукой, да и так гармоничней для адампа и с производства они не сняты :)
Ответ
#7

БендеровецЪ Написал:Какое-то обозначение для уходящего с платы сигнала не помешало бы
Да схема ж из САПР, я по ней плату делал, для просмотров конечно нужно перерисовывать, но это непросто-небыстро. Для ознакомления думал пойдет :) выход возле стабов отмечен, схема крупная - не сразу заметно.
Ответ
#8

А почему именно LM318? При иверт включении и таких номиналах можно было 5534, или даже 4562 поставить.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#9

MikeF Написал:Есть в данном блоке и другие приятные мелочи вроде выбора шрифта индикации громкости
Хельветика есть?:)

MikeF Написал:Для этого было примененено довольно редкое решение как в любительском так и в промышленном конструировании - спроектировать вход, РГ и УМ компактно на одной плате. Возможно такие примеры есть, но по совокупности принятых мер аналог найти не удалось...

Хм, я всегда думал что одноплатные решения и есть венец всему, и не ожидал что это такое редкое явление, а редкое-ли?
Если уж делать полный усилитель, то туда и Цап влепить неплохо бы
Ответ
#10

Ну даже в "сапре" какой-то символ клемника, ну или хотя-бы солдер пада должен быть. Провод же не к дорожке подпаивается, я думаю. Соотв символ соотв компонента на схеме должен быть. Можно канешно-же на плате поставить жирное переходное, но это ж даже для себя не удобно.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#11

БендеровецЪ Написал:можно было 5534, или даже 4562 поставить
Так у них вход без эмиттерной линеаризации в отличие от 318ой. а эфир нынче жесткий, помех много...

Jenko Написал:а редкое-ли
Есть примеры?
Ответ
#12

БендеровецЪ Написал:Провод же не к дорожке подпаивается, я думаю.
Сергей, так я ж указал где нарисовано, там же прям написано "Out"
Ответ
#13

MikeF Написал:Есть примеры?
тоже риторический вопрос?
Ответ
#14

Интересно, а почему после РГ тоже 318ая?
На входе - да, по Агеевски. а после РГ?
Ещё интересно - Цепочки R3C2 R4C4 подгонялись?
Ответ
#15

MikeF Написал:прям написано "Out"

Я думал это только обозначение названия шины такое. В альтиуме они +/- так выглядят. Чем-то другим давно не пользовался.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#16

MikeF Написал:без эмиттерной линеаризации в отличие от 318ой. а эфир нынче жесткий, помех много

Так на входе какой-то лоупас должен стоять. Если не быть сиьно консервативным то обычно хватает. У меня офис раньше возле аэропорта был (щаз кстати тоже, но возле более мелкого), и HF со своими радио тоже под боком, так шо с неприятным соседством я тоже знаком :)
В худшем слуае можно до второго порядка увеличить, синфазный дроссель поставить (это можно было бы в любом случае).

Как-бэ 318 да и фиг с ним, но я бы поставил не ее и без повторителей.

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#17

Чем вам 318 не угодили, господа, - стоят недорого, работают нормально, ну умощнять только нужно, ну это небольшая потеря на мой взгляд.
Ответ
#18

Не то чтобы не угодила, просто умощнять не сильно большое удобство.
Я, кстати, ее, в таком включении, мерял оч давно, даже не помню как она в плане искажений.
5534 тоже не дорого :)

"Найкраще сало то ковбаса." (с)
Ответ
#19

Parakol Написал:Ещё интересно - Цепочки R3C2 R4C4 подгонялись
Поясните вопрос.
Ответ
#20

Притом что по звуку с ними потягатся может два с половиной товарища :)

Я б входное сделал 10к и если конструктив позволяет то по колд входу сделал возможность выбора дополнительного сопротивления в 100 и 200ом и может еще какое, это для подключения небалансных источников былобы самое оно, хотя конечно проще сделать пару кабелей небаланс-баланс с такими доп. резисторами

"The universal aptitude for ineptitude makes any human accomplishment an incredible miracle." John Stapp
Ответ


Возможно похожие темы ...
Тема / Автор Ответы Просмотры Последний пост

Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)